Постановление Федерального арбитражного суда

Западно-Сибирского округа от 01.10.2009, дело №А45-1527/2009

 
резолютивная часть объявлена: 01 октября 2009 года
постановление в полном объеме изготовлено: 01 октября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего И.В. Макарова,
судей В.И. Новоселова, Т.Я. Шабалковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
от заявителя: представители не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Л.П. Попова по доверенности от 30.12.2008 N 84;
кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области на решение от 16.03.2009 (судья О.М. Васютина) Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.06.2009 (судьи Н.А. Усанина, И.И. Бородулина, В.А. Журавлева) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1527/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "БасС" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
 
установил:
 
общество с ограниченной ответственностью "Производственно - коммерческая фирма "БасС" (далее - ООО ПКФ "БасС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области (далее -Управление) (оформленного сообщением от 17.11.2008 N 01/423/2008-139) в государственной регистрации права собственности на созданный объект капитального строительства непроизводственного назначения вспомогательного использования -здание контрольно-пропускного пункта, площадью 21,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Мира, 58.
Решением арбитражного суда от 16.03.2009, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, полагая, что при вынесении судебных актов судами неправильно были применены нормы материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя жалобы, суды неправомерно применили подпункт 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Отказ в государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства является правомерным, поскольку Общество не представило на государственную регистрацию документы, свидетельствующие о возможности строительства здания без соответствующего разрешения на строительство. Порядок заполнения декларации об объекте недвижимого имущества юридическими лицами законодателем не установлен, так как статья 25.3 Закона о регистрации регулирует только правоотношения граждан по поводу приобретения ими прав на объекты недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы жалобы, считает, что арбитражным судом дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда и постановление арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителя Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО ПКФ "БасС" является собственником земельного участка, площадью 16 433 кв.м., расположенного по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Мира, 58, с кадастровым номером 54:35:05:2050:40, на котором возведен объект недвижимого имущества непроизводственного назначения - здание контрольно-пропускного пункта, площадью 21,5 кв.м.
Общество 16.09.2008 обратилось в Управление с заявлением зарегистрировать право собственности на созданный объект недвижимого имущества в порядке статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
Уведомлением от 06.10.2008 N 01/423/2008-139 Управление сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации права до 16.11.2008.
Основанием к приостановлению послужило не предоставление документов, необходимых для проведения государственной регистрации, а именно разрешения соответствующих органов исполнительной власти на строительство объекта; акта государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию; распоряжения главы администрации соответствующего района города о присвоении адреса регистрируемому объекту недвижимости; а также невозможности провести государственную регистрацию права собственности ООО ПКФ "БасС" на регистрируемое здание в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 25.03.2008, так как обратилось юридическое лицо, а не гражданин и земельный участок, на котором возведен регистрируемый объект, предоставлен для эксплуатации склада, а не для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В связи с неисполнением уведомления о приостановлении государственной регистрации в установленный срок Управление сообщением от 17.11.2008 за N 01/423/2008-139 отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества по тем основаниям, что: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав, так как с заявлением в порядке упрощенного производства регистрации обратилось юридическое лицо не для целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав; не представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества; не представлен документ, подтверждающий полномочия директора ООО ПКФ "БасС" Бастракова С.М. на момент выдачи доверенности от 15.10.2007.
Считая, что отказ Управления не соответствует положениям Закона о государственной регистрации прав, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.
Согласно пункту 2 названной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 указанной статьи обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав).
Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Суды, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установили, что Обществом на государственную регистрацию были представлены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 16 433 кв.м., расположенный по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Мира, 58 (л.д. 28); свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - здание (склад   с встроенными административными помещениями), площадь 3 500, 2 кв.м., расположенный по адресу: г. Новосибирск, Кировский район, ул. Мира, 58 (л.д. 29); экспертное заключение N НЭ-716 специализированного центра ФГУП "ЗАПСИБНИПИАГРОПРОМ" Минсельхоз РФ, согласно которому здание контрольно-пропускного пункта двухэтажное прямоугольной формы относится к сооружению вспомогательного использования на основании ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований" (л.д. 30-32); декларация об объекте недвижимого имущества (л.д. 39), поэтажный план с экспликацией, что подтверждается распиской в получении документов (л.д. 26).
Таким образом, представленные Обществом документы, как обоснованно указали судебные инстанции, свидетельствуют о том, что здание КПП служит сооружением вспомогательного использования, и в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на его строительство и ввод в эксплуатацию не требуется.
Довод Управления о том, что порядок заполнения декларации об объекте недвижимого имущества юридическими лицами не установлен, так как статья 25.3 Закона о государственной регистрации прав регулирует правоотношения только граждан по поводу приобретения ими прав на объекты недвижимого имущества, является несостоятельным, ранее он был проверен и оценен арбитражным апелляционным судом.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, из положений статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав не следует применение упрощенного порядка регистрации соответствующих объектов только гражданами, создавшими объект на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке.
По смыслу указанной нормы установленные основания для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, не ограничивают субъектов обращения, которыми исходя из последующих положений статьи 25.3 может являться и юридическое лицо, освобождающееся от предоставления правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором такой объект создан при наличии ранее зарегистрированного права собственности на земельный участок и при подаче декларации об объекте недвижимого имущества (поданной Обществом).
При этом неопределение законодателем порядка заполнения декларации об объекте недвижимого имущества юридическим лицом, которое в компетенцию юридического лица не входит, не может являться основанием при соблюдении всех иных условий, предусмотренных статьей 25.3 Закона о государственной регистрации прав для отказа подлежащего регистрации в упрощенном порядке права собственности на объект недвижимого имущества.
Ссылаясь на невозможность отражения юридическим лицом в декларации сведений о правообладателе недвижимого имущества, поскольку сведения идентифицируются фамилией, именем и отчеством, Управлением, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, не приняты во внимания положения пункта 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав, определяющего требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Так, форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен (абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ, в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ). Из изложенного следует, что в данном пункте отсутствуют требования о включении в декларацию сведений о правообладателе.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, позиция Управления в данной части также не согласуется с Методическими рекомендациями "О порядке государственной регистрации прав, на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества", утвержденными Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, в соответствии с пунктом 12 которых выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случаях строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (подпункт 2); иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса) (подпункт 4); в соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется разрешение на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке (пункт 13); представление удостоверенного соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества плана объекта имущества, указанного в пункте 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав, не требуется (пункт 15).
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание, что в Управление Обществом были представлены документы о наличии у него объекта вспомогательного использования, который принадлежит к основной вещи и следует ее судьбе в силу закона, так как предназначен для ее обслуживания, и на создание такого объекта не требовалось разрешения компетентного органа, обоснованно пришел к выводу о том, что Управление не обосновало правомерность отказа в государственной регистрации права на созданный объект, исходя из тех оснований, которые определены пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав (абзацы 4, 10), и положены в основу принятого отказа. При этом Управлением не мотивировано (с учетом положений пункта 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав), каким нормам Закона, иного нормативного правового акта, не соответствует представленная Обществом декларация об объекте недвижимого имущества по форме и содержанию, учитывая, что статья 25.3 настоящего Закона связывает основания для регистрации только с указанной декларацией, которая представлена.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения или иного подобного документа) не допускается.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Управления оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ООО ПКФ "БасС" на созданный объект капитального строительства непроизводственного назначения вспомогательного использования - здание контрольно-пропускного пункта, влекущего нарушение прав заявителя на распоряжение и использование указанного объекта недвижимости.
В целом доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу, которым судами дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
 
постановил:
 
решение от 16.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 15.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1527/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
 
Председательствующий
И.В.МАКАРОВ
 
Судьи
В.И.Новоселов
Т.Я.Шабалкова
 
 
 

Яндекс.Метрика